статья из газеты

• Костромская народная газета • №47/20 ноября 2013 года.
В СМИ, теленовостях и Интернете в последнее время активно муссируется информация об усиливающихся противоречиях, конфронтациях и криминализации в похоронной отрасли. Особенно это заметно в нашем регионе, где рынок маленький. Поджоги и ограбления пока отсутствуют, но административное давление, жалобы в надзорные органы, попытки изменения нормативных документов и прочее имеются. И это вовсе не от роста рынка услуг! Существующая до недавнего времени рыночная модель работы ритуальных служб, построенная на монетарных принципах и индивидуализме, не просто дает мало шансов выжить, но и приводит к застою и торможению развития этого направления деятельности. Чуть далее будут показаны варианты имеющихся абсолютно объективных механизмов, влияющих на ситуацию в похоронной отрасли. Их исправить “изнутри” похоронки невозможно. Они вообще никак не зависят от игроков рынка, но эти факторы и формируют основные направления деятельности ритуалок. У работников похоронной отрасли нет способов их изменить. Максимум, что они могут сделать при возможном спаде, — “стелить соломку” туда, куда будут падать, либо тормозить скорость падения, в связи с чем и выносятся в “люди” разного рода мнения от “держателей” похоронного бизнеса. Рассмотрим некоторые возможные варианты из их обсуждаемых ныне предложений, а также сложившуюся на сегодня ситуацию в городе: — бесплатная транспортировка усопших в морг, но она и так бесплатная, за исключением частных нелегальных перевозчиков, работающих “под прикрытием” на агентства, не имеющие своего ритуального транспорта. Выбор при определении перевозчика — за заказчиками услуг. — земли для захоронений нет, поэтому предлагается ввести сбор денег с населения за их предоставление, поднять коммерческую деятельность ритуалок обязательными ограждениями, обустройством (благоустройством) предоставляемых участков для захоронений и прочими условиями в рамках монетарной идеологии. При этом забывают, что на существующих, так называемых “закрытых”, кладбищах есть, как правило, 15-20% бесхозных и “блатных” кладбищенских участков, имеет место, при определенных правилами и нормативными документами условиях, право подзахоронений и надзахоронений; — некачественно предоставляется услуга погребения, недостаточна материально-техническая база объектов, предоставляющих услуги похоронной деятельности, поэтому предлагается оказывать указанные услуги только предприятиями и предпринимателями — членами саморегулируемых организаций (СРО) для страхования их ответственности перед заказчиком услуг. Пребывание в СРО недёшево, и указанные расходы ритуалок неминуемо лягут на карманы тех же заказчиков. Как вариант, обсуждается аккреРЫНОК РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ. КАК БЫТЬ, ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ? К концу 2013 года в областном центре оказывают услуги, насколько мне известно, 8 ритуальных служб, в том числе одна муниципальная со спектром своих обособленных предприятий и подразделений. час письма дитация ритуалок в каждом отдельно взятом муниципалитете или даже на региональном уровне, что никоим образом не изменит существующую ныне ситуацию, но ещё более усложнит правила равновесия в похоронном бизнесе и, в конечном итоге, к его коррупционной составляющей — что также скажется на стоимости предоставляемых услуг. Риск ответственности исполнителей услуг уже сведен к нулю, так как нет в отечественной практике примеров каких-либо тяжб и ухода исполнителей от ответственности. — телефон единой справочной похоронной службы?! Предложение имеет целью установить тотальный контроль за малым бизнесом с целью давления и вмешательства в деятельность частных предпринимателей, а не стремлением установить одинаковые для всех правила игры. Всё, что едино, – монополия и противоречит всем действующим законам, приводит к пресловутому и оберегаемому — “РАСПРЕДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ”. Так что – с чем боролись, на то и напоролись! Интересно было бы посмотреть на схему распределения транспортировок усопших (бесплатных) и систему содержания этой службы! — частные кладбища. Сначала некоторые плюсы: сокращение бюджетных затрат на организацию и дальнейшее содержание кладбищ, возможное введение международных стандартов захоронений, чистота, “красота”, — но при этом не забываем, что для частного бизнеса, во-первых, любая деятельность является орудием для покрытия затрат и извлечения прибыли. При этом моральные нормы для случаев бесхозных, запущенных захоронений отступают перед этим правилом, по прошествии лет можно не найти места захоронений не только своих родных и близких, но и самих владельцев этих кладбищ. — муниципальные кладбища в частные руки. В городе работает четыре кладбища: Костромское – по направлению ул. Костромской, Галичское – в квадрате улиц Галичской, 100Метровка, пр-т Мира, Заволжское (Ярославское, Магистральное) – вдоль улиц Ярославской и Московской, Татарское (вероисповедальное) – на ул. Нариманова. Согласно статье 18 Федерального закона “О погребении и похоронном деле”, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления и порядок их деятельности также определяется органами местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, законом не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение, поскольку это противоречит государственным гарантиям о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину. По существующим нормативным правилам содержание кладбищ осуществляется на конкурсной основе. Непосредственно перед кладбищами, обслуживаемыми пока что муниципалами и расходующими на эти цели городские бюджетные деньги, расположены торговые площади частных ритуальных компаний с вывесками типа «администрация», тогда как на самих администрациях кладбищ такой вывески нет. Также имеются и другие примеры внедрения частного бизнеса в сферу ограниченной законом муниципальной деятельности, например, выделение частным компаниям немалого участка кладбища под коммерческие захоронения и другое. Некоторые попытки муниципальной специализированной службы возглавить список ритуальных агентств приводят к положительным результатам: на ул. Никитской построен новый, относительно современный, просторный, оборудованный муниципальный морг с залами для прощания, удобным режимом работы, вежливым, грамотным обслуживающим персоналом, расширена сфера деятельности по ассортименту предоставляемых услуг и количество торгово-офисных помещений, планово обустраиваются территории кладбищ, – но они не всегда достигают желаемых по отношению к затратам итогов её деятельности. Так, со всех стационарных медучреждений города умерших транспортируют почему-то в морг при областной больнице на проспекте Мира, переданный в аренду частной ритуальной компании и имеющей там же свои торговоофисные помещения. Морг бюро судебно-медицинской экспертизы на ул. Островского временами максимально загружен. Оба последних морга в выходные не работают, а в рабочие дни – до 15 часов, поэтому для организаторов захоронений создаются определенные ограничения по времени и сроку выдачи усопших. Кроме того, на территории бюро судебно-медицинской экспертизы также расположены помещения для ритуальных услуг от частного бизнеса, находящихся там агентов родные и близкие покойных принимают за работников этого морга и после контакта с ними, в силу отработанной годами техники общения “агент-клиент”, сами уже ничего, пожалуй, не решают (такая же ситуация и в морге областной больницы). Казалось бы, так и надо, бизнес есть бизнес, но в какой-либо другой отрасли. Борис БАТУРИН, Ритуальная служба “Ангел скорби”.